
Аудиометрия(аудиограмма) – это процедура, позволяющая исследовать остроту слуха человека. В ходе обследования, производимого врачом-сурдологом, устанавливается индивидуальный уровень восприятия звуковых волн различной частоты.
Показания к аудиометрии
Сделать аудиометрию следует при:
- снижении слуха;
- шуме в ушах;
- работе на шумном производстве – в этом случае обследование необходимо проходить регулярно как минимум раз в год;
- подборе слухового аппарата;
- травмах и переломах костей черепа в височной области;
- хронических заболеваниях ушей.
Этот метод диагностики безболезненный и не имеет никаких противопоказаний.
Сурдолог по аудиограмме, которая является результатом аудиометрии, определяет наличие различных болезней уха и может диагностировать факт и степень потери слуха у пациента.
В ЛОР Центре «Ай-медикус» проводятся тональная, компьютерная и игровая аудиометрии. Выбор конкретной методики определяется возрастом и целями исследования.
Тональная аудиометрия
В тональной аудиометрии определяется порог чувствительности слуха человека к звуковым волнам различной частоты (в диапазоне от 125 до 8000 Гц). Специалист должен выявить минимальный и максимальный (т.н. «порог дискомфорта») уровень звука, доступный конкретному пациенту.
Тональная аудиометрия производится с использованием специального прибора – аудиометра. Звук подается в наушники пациента, а он реагирует на звуковой раздражитель нажатием кнопки. Врач изучает не только воздушную (весь слуховой аппарат), но и костную звукопроводимость (среднее и наружное ухо).
Полученные результаты отражаются в данных индивидуальной аудиограммы, наглядно иллюстрирующей способность человека воспринимать звук определенной частоты и возможных отклонениях его восприятия от нормы.
Игровая аудиометрия

Для проверки слуха детей в возрасте от 3 до 5 лет используют метод игровой аудиометрии. Это обычная тональная аудиометрия, которая проводится в виде развлечения. Суть процедуры заключается в подаче слышимого звука в ухо ребенку через наушники. В ответ он должен отреагировать каким-либо действием. Например, надеть кольцо на пирамидку, хлопнуть в ладоши, бросить кубик в корзину и прочее. Когда малыш начинает понимать смысл диагностики, врач уменьшает громкость звука, пока не получит пороговый ответ, т.е. ребенок перестанет реагировать на подаваемый звук.